Огонь-батарея: изучаем словенский завод производителя аккумуляторов TAB
Аккумуляторы торговых марок компании TAB пока что малоизвестны в России. Большая часть продукции словенской фабрики уходит в страны Евросоюза, Америки и даже Австралии, тогда как на страны бывшего СНГ приходится не более 5% продаж. Корреспондент «Движка» побывал на заводе автомобильных аккумуляторов TAB в Словении и обнаружил там современные производственные технологии, нетронутую производством экологию и, пожалуй, самый невероятный склад готовой продукции.
Дни, когда в словенском регионе Межица стали добывать и перерабатывать свинец, берут свое начало 350 лет назад. В 1965 году здесь начали выпускать по лицензии аккумуляторы шведской фирмы Tudor, но спустя 15 лет перешли на производство продукции под собственным брендом.
С начала 2000-ых, компания увеличила продажи аккумуляторов в 7 раз, с 700 000 до 4 900 000 единиц в год, подняв свой годовой оборот с 25 почти до 250 миллионов евро. TAB выпускает стартерные автомобильные аккумуляторы марок TAB, Topla, Vesna и Starter Vesna, а также тяговые и стационарные аккумуляторы. Портфелем их клиентов гордился бы любой поставщик: Airbus, BMW, Caterpillar, Daimler, Liebherr, ZF, General Electric...
«На прошлой неделе мне показали рейтинг, согласно которому наша компания вошла в пятерку крупнейших фирм страны», - ответил на мой вопрос о месте TAB в экономике Словении управляющий директор и совладелец группы компаний TAB Богомир Ауприх.
Всего у TAB 3 завода: два из них находятся в Межице (Словения), один в Пробиштипе (Македония). В каждом из регионов есть по перерабатывающему предприятию, где из отходов производят свинец для новых батарей; македонское выпускает 5 тысяч тонн свинца в год, тогда как словенский завод – в семь раз больше. В Пробиштипе производят только стартерные батареи марок Vesna и Starter Vesna в количестве 1-1,5 миллиона единиц в год. Словенские заводы в Межице поделили между собой стартерные, а также тяговые и стационарные батареи. Первых выпускается 3 миллиона единиц в год (речь идет о батареях TAB, Topla, Vesna и Starter Vesna), вторых с третьими – 1,5 миллиона.
Плохого не посоветуют
Мне повезло с попутчиками: вместе со мной в Словении оказались представители компаний, наиболее преуспевших в дистрибуции батарей TAB. Глупо было бы не воспользоваться новыми связями и не опросить инсайдеров о загадочной компании-производителе.
В России батареям TAB приходится нелегко. Их конкуренты – премиальные соперники, такие как Bosch и Varta, отчасти к оппонентам относят и завоевавшую популярность турецкую продукцию Mutlu. Но как считают специалисты, даже премиальные марки уступают словенцам по техническим характеристикам. «TAB оказываются предпочтительнее по характеристикам пусковых токов и при этом у них более низкая цена, – говорит Владимир Кужелевич, менеджер по развитию направления АКБ группы компаний «НПН» (г. Нижний Новгород). – «Еще одно преимущество TAB – сроки изготовления, – продолжает Владимир. – А ведь это особенно важно для конечного потребителя: чем дольше срок, прошедший от даты изготовления, тем больше аккумулятор теряет в своих качествах. Батареи многих премиальных конкурентов, в связи с кризисом, длительное время проводили на складах производителя или дистрибьюторов, прежде чем попасть к ритейлерам. У TAB же таких проблем не возникало».
С коллегой соглашается и Павел Стукалин – управляющий сетью магазинов «Аккумулятор Центр» (г. Дзержинск.). По его словам, аккумуляторы TAB демонстрируют высокие пусковые токи по сравнению с конкурентами той же или более высокой ценовых категорий. «Мы используем прибор экспресс-тестирования аккумуляторных батарей фирмы Midtronics, чтобы продемонстрировать характеристики батарей TAB клиентам, – отмечает Павел Стукалин. – Как правило, их реальные характеристики не только полностью соответствуют, но даже оказываются выше заявленных на этикетке!»
Словенское происхождение батарей TAB оказывается неплохим подспорьем для продавцов в убеждении клиентов выбрать именно эту продукцию. Начнем с того, что европейские товары изначально более качественные в глазах потребителей, нежели китайские или российские аналоги. Второй аргумент приводит Павел Стукалин: «История компании TAB – это её преимущество. Клиенты не могут не доверять фирме, продукция которой более 30 лет поставлялась в СССР под знаком качества. И все эти разработки не стоят на месте и постоянно модернизируются и обновляются! Нашим клиентам не менее важно то, что все технологические процессы происходят в одной стране – от переработки до создания АКБ, под постоянным контролем качества на каждом этапе производства».
Как собирают стартерные аккумуляторы TAB
Первым делом мы оказались в месте хранения компонентов аккумулятора – корпуса, крышки. Пластик издает характерный запах, что особенно ощущается, когда только попадаешь на завод с улицы, где легкие уже успели наполниться чистейшим горным воздухом. Я обратился к гиду, и по совместительству – директору производства, за разъяснением, насколько вредное это дело – аккумуляторы производить.
«Ничуть! Специфический запах есть только здесь, от пластика. Кстати, совсем рядом с тем местом, где мы находимся, расположена станция очистки воды – вся вода с завода попадает сюда, здесь очищается и вытекает в реку. Вода настолько чистая, что в реке живет рыба! Я каждое утро прохожу мимо этой реки, и если рыба вдруг повсплывает – мы это увидим, и непременно разберемся, что пошло не так. Но пока такого не было!»
Основной компонент аккумуляторов – свинцовые решетки электродов. Их здесь производят двумя способами: отливают и штампуют просечно-растяжным методом. Как правило, литые электроды используются для приготовления АКБ большей емкости и повышенного ресурса. Однако, от такого способа постепенно отказываются из-за высокой себестоимости литья, неравномерности структуры металла, повышенного расхода воды и гораздо большего саморазряда из-за применения сплавов с низким содержанием сурьмы.
Более прогрессивный способ – таким методом производят большую часть аккумуляторных пластин – растяжка свинцовой ленты с нарезанной (просеченной) сеткой. Сплав раскатывается до состояния «ленты», которая затем перфорируется и растягивается, а затем из нее нарезаются готовые решетки. Эта технология куда более экономичная и производительная. Благодаря кальциевым сплавам, расход воды и саморазряд меньше, чем при литье. К тому же, такая технология позволяет производить очень тонкие электроды для батарей с повышенными стартовыми характеристиками.
Далее готовые пластины – неважно, каким образом они произведены, обрабатываются активным веществом (наш гид использует термин «паста»). Её готовят прямо здесь; сначала чистейший свинец перемалывают в пыль в больших мельницах, а затем «обогащают» другими добавками, у завода ТАВ свои собственные секреты этих добавок, .
После того, как пластины покрываются пастой, они направляются в специальные шкафы, где им предстоит «созреть» – паста вступает во взаимодействие со свинцом и сушится. Далее пластины оборачиваются сепаратором – полимерной лентой, которая предохраняет от короткого замыкания. Обернутые в конверты-сепараторы пластины собираются в пакеты, которые помещаются в корпус аккумулятора.
Чтобы обезопасить сепараторы от протирания в результате колебаний и вибраций от дорог, на дно корпуса аккумулятора наливают специальный клей, чтобы зафиксировать пластины в корпусе батареи не только сверху, но и снизу. Тем самым, производители смогли существенно снизить риск короткого замыкания или обрыва цепи в результате вибрации.
Далее к аккумулятору привариваются клеммы, а корпуса батарей и крышки запаиваются. Затем батареи проверяются на герметичность, после чего отправляются за своей порцией электролита.
На заводе TAB электролит в батарею заливается дважды. Причем тот, что был залит в батарею сначала, в дальнейшем не используется. В процессе зарядки батареи охлаждаются не посредством воды, а с помощью специальной системы, которая заставляющей электролит циркулировать в аккумуляторе и этим охлаждая ее. При этом, за происходящим наблюдает и электроника, и оператор.
«Двойная зарядка нужна для того, чтобы уменьшить саморазряд батарей», – объясняет Богомир Ауприх. – «В процессе заводской зарядки частицы активного вещества отделяются от решетки электродов, и загрязненный примесями электролит хуже держит заряд». Поэтому, его удаляют, после чего наливают свежий электролит. Заряженные аккумуляторы проходят проверку высоким напряжением на стойкость к внутреннему короткому замыканию и на герметичность корпуса. Персонала на заводе не много – большинство операций выполняются роботами, и в большинстве случаев только контролируются людьми.
На «десерт» нам оставили склад готовой продукции. Он оставил поразительное впечатление, даже у человека, который неоднократно бывал на автомобильных заводах и фабриках автокомпонентов. Склад полностью автоматизирован – единственными людьми здесь были мы – группа русских гостей завода!
Площадь хранилища относительно небольшая – несколько сотен метров, но в высоту он так высок, что количество этажей подсчитать не получается. Сбиваешься. «У нас тут как в Азии, – говорит начальник завода. Пространство ограничено, поэтому приходится строиться ввысь!».
Склад вмещает 9906 паллет общим весом больше 10 тысяч тонн! Краны-штабелеры движутся со скоростью 3 м/с, передаточные тележки носятся до 4 м/с! Хранилище напрямую связано с производственными конвейерными линиями; сюда автоматически поступают паллеты с аккумуляторами по схеме FiFo («первым пришел, первым ушел»). Линии и подъемники контролируются с помощью компьютеров, а управление всем процессом осуществляется складской информационной системой (Warehouse Management System), которая анализирует вес и размеры поддонов, распределяя их на складе для отгрузки, а кроме того система WMS самостоятельно обновляет данные о запасах на складе.
Каков итог?
Несмотря на то, что продажи батарей TAB в страны СНГ составляют мизерные 5% от общего числа (соответственно, на долю России приходится еще меньше), управляющий директор и совладелец группы компаний TAB Богомир Ауприх хорошо говорит по-русски. Словенцы верят в потенциал российского рынка и готовы говорить с нами на одном языке.
Редакция журнала "Движок" выражает благодарность ООО "Компания Авто-Компонент" за помощь в организации поездки.
Количество для заказа позиции
должно быть кратно
Спасибо, за внимание к проекту. Вместе мы сделаем движком.рф лучше. После исправления неточностей мы отправим вам письмо, где расскажем об изменениях
Мы выслали вам пароль на указанный электронный адрес. Изменить пароль или другие регистрационные данные вы можете в настройках личного кабинета
Настоящим в соответствии с Федеральным законом № 152-ФЗ «О персональных данных» от 27.07.2006 года Вы подтверждаете свое согласие на обработку ООО «РАТ» персональных данных: сбор, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), использование, передачу исключительно в целях выполнения Вашего заказа и информирования о нем, а также акциях и кампаниях ООО “РАТ», включая блокирование, обезличивание, уничтожение. Мы, ООО «РАТ», гарантируем конфиденциальность получаемой нами информации. Обработка персональных данных осуществляется в целях эффективного исполнения заказов, договоров и иных обязательств, принятых ООО «РАТ» в качестве обязательных к исполнению перед Вами.
Настоящее согласие распространяется на следующие Ваши персональные данные: фамилия, имя и отчество, адрес электронной почты, почтовый адрес доставки заказов, контактный телефон, платёжные реквизиты.
Срок действия Вашего согласия является неограниченным, однако, Вы вправе в любой момент отозвать настоящее согласие, путём направления письменного уведомления на адрес: 192171, РФ, Санкт-Петербург, ул. Седова, д.61,лит.А., пом.7Н, в ООО «РАТ», с пометкой «отзыв согласия на обработку персональных данных». Обращаем Ваше внимание, что отзыв Вашего согласия на обработку персональных данных влечёт за собой удаление Вашей учётной записи с Интернет-сайта (https://dvizhсom.ru), а также уничтожение записей, содержащих Ваши персональные данные, в системах обработки персональных данных ООО «РАТ», что может сделать невозможным пользование Интернет-сервисами ООО «РАТ».
Нет комментариев