Акции
АвтосервисОригинальные каталогиНовостиЗапчасти для иномарокЗапчасти для отечественныхШины, диски, колпакиАвтосветVIN запросАккумуляторы

Хроники побед советских гонщиков

Помимо хоккейных, футбольных, баскетбольных наград, достижений в плавании и других видах спорта, целую россыпь медалей принесли советские годы нашим гонщикам, а отечественные машины были удостоены звания лучших в европейских и мировых гонках. К сожалению, сегодня эти победы почти преданы забвению. Ну что же, пришло время вспомнить.

Начало пути

Известно, что СССР остро нуждался в валюте. Заработать их можно было за рубежом, в том числе и продажей легковых автомобилей. А для того, чтобы советские машины были замечены в буржуазной Европе, СССР взял на вооружение принцип «сначала побеждаем, потом продаем», потому что автоспорт считался в те годы своего рода «выставкой достижений» производителей легковушек.

москвич-407.jpg

Автомобили советского производства (407-е и 408-е «Москвичи», 21-е «Волги») в те годы выглядели вполне достойно – их не стыдно было поставить в один ряд с «европейцами» и «американцами» соответствующего класса и запросить за них такие же деньги. А «Москвичи» даже имели весьма ощутимые преимущества с точки зрения непроходимости и выносливости. Их и начали реализовывать советские автогонщики на своих первых соревнованиях.

Первое многодневное ралли состоялось с СССР еще в 1957 году. В нем участвовало больше 100 гонщиков – представителей спортивных обществ и «частников». В ралли, как правило участвовали самые обычные авто - «Москвичи-400», «Победы», трясучие «ГАЗ-69», солидные «ЗИМы».

Зарубежным дебютом наших гонщиков стало ралли «1000 озер» в 1958 году в Финляндии. От СССР в нем участвовало четыре «Москвича-407» с маломощными двигателями в 45 л.с. Это не помешало, однако, нашим спортсменам занять 3 место в командном зачете. Через несколько лет, в 1964 году, было ралли «Монте-Карло» - условия этой гонки были настолько суровыми, что из 342 участников финишировать удалось лишь половине. Но нужно отдать должное советским гонщикам - ни один наш автомобиль не встал на маршруте.

москвич-412.jpg

«Золотые» годы

В 1967 году с конвейера Московского завода малолитражных автомобилей — будущего АЗЛК — сошла поистине судьбоносная машина. Ни до, ни после «Москвича-412» ни одно изделие советского автопрома не пользовалось столь огромной популярностью в западных странах. И эту славу знаменитому седану обеспечили именно гоночные успехи.

В 1968 году британская газета «Daily mirror» задумала ралли века «Лондон-Сидней». Маршрут не пролегал через советскую территорию, был нереально сложен — 16 тыс. км через 11 стран! В гонке участвовали 98 экипажей из 12 команд. Однако почти половина участников сошла с дистанции задолго до финиша. Однако советская сборная вновь не потеряла ни одного автомобиля и принесла СССР 4-е общекомандное место.

В 1970-м было еще одно «царь-ралли» - «Лондон-Мехико». Подумать только - 26 тыс. км, 25 стран и 39 дней в пути! В гонке принимали участие 96 экипажей, в том числе 5 новых «Москвичей-412». В условиях латиноамериканского бездорожья нелегко пришлось и людям, и технике. Один «Москвич» упал в пропасть на территории Аргентины, другой был снят с соревнований, но остальные 3 показали невероятную надежность и дошли до финиша. Советские авто заняли тогда 2, 3 и 4-е места в классе машин с двигателями до 1600 см³.

После эпохи супермарафонов были европейские гонки первой половины 70-х. Дистанции там были поскромнее, но и на них советским гонщикам не было равных. Тогда же на международную арену вышли представители Ижевского автозавода и ВАЗа. Советские команды завоевывали на них не только 1 и 2 места в своих зачётах, но и входили в десятку абсолюта. Можете представить такое в наши дни?

Закат эпохи великих побед

Успех советских гонщиков невольно подкосили завод АЗЛК и советская «верхушка», которая решила, что нет смысла снимать машину с конвейера и менять на новую, если она и так приносит прибыль. Поэтому все проекты перспективных легковушек на заводе были приостановлены, и уже через несколько лет «Москвич» перестал быть конкурентоспособным на мировом рынке. Неудивительно, ведь он выпускался практически без изменений на протяжении 8 лет - с 1967 по 1975 годы. Для сравнения - за этот же период в Европе сменилось несколько поколений авто.

Такая же участь ждала и автоспорт. Двигатели иномарок быстро доросли до 300 л. с., но СССР нечего было им противопоставить — не было ни новых моделей, ни новых технологий. Советский Союз стремительно катился к распаду, а вместе с ним канули в лету и наши успехи в международных ралли.

К списку статей

Ваш город Санкт-Петербург?

От выбранного города зависят цены, наличие товара и способы доставки